Интеллектуальный капитал компаний

За последние 20 лет произошел заметный скачок в количестве компаний, специализирующихся на оказании услуг и использующих новые технологии. Количество таких компаний стало заметно превосходить число производственных предприятий.
Все большая интеграция компаний сферы услуг в мировую экономику приводит к возникновению определенных тенденций, отрицать которые просто бессмысленно:

  • Во-первых, компании сферы услуг (IT- индустрия, клиентские сервисы, технологии и т.д.) имеют большой запас нематериальных активов (НМА): патенты, ноу-хау, лицензии и т.д., суммарная рыночная стоимость которых может зачастую превышать стоимость материальных активов предприятия.
  • Во-вторых, традиционная система бухгалтерского учета нематериальных активов и интеллектуальной собственности на предприятии происходит аналогичным образом, что и учет материальных активов. Такое обобщение, не принимающие во внимание специфические особенности, присущие продуктам интеллектуальной деятельности, приводит к тому, что денежные потоки и потоки прибыли, построенные по данным бухгалтерского учета, искажают истинную ценность нематериальных активов и как следствие стоимость компании в целом.

Это обстоятельство является особо критичным в случае с компаниями, специализирующимися на предоставлении услуг и активно использующими новые технологии.
В самом деле, если понаблюдать за котировками акций таких компаний становится ясно, что их ценность зависит главным образом от эффективности использования именно нематериальных активов и интеллектуального капитала. Начиная от сферы торговли и заканчивая фармацевтическим компаниями, предприятия схожие по своим физическим характеристикам (т.е. соразмерные по величине материальных активов) зачастую имеют совершенно различные уровни котировок акций. Именно так рынок оценивает эффективность работы нематериальных активов компании в структуре ее бизнеса.

Нематериальные активы являются сложно стандартизируемым ресурсом компании. Оценка рыночной стоимости таких активов требует не только хорошего знания методологии оценки, но и понимания самой структуры бизнеса, использующего данные активы, а также их влияния на финансовые составляющие деятельности компании.
Существуют три критерия измерения ценности нематериальных активов, лаконично сформулированные Главой Федерального резервного банка Филадельфии (США) Леонардом Накамурой (Leonard Nakamura):

  • НМА могут рассматриваться как финансовый результат от инвестиций в НИОКР, программное обеспечение, продвижение бренда компании и т.д.;
  • как затраты на создание и разработку результатов интеллектуальной деятельности, покупку лицензий и т.д.
  • с точки зрения прироста операционной прибыли за счет использования НМА.

При этом важно понимать, что нет лучшего или универсального подхода к оценке нематериальных активов, поскольку все зависит от контекста существования данных активов в общем бизнесе компании.
Подробнее об оценке объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов см. статью настоящего сайта оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности, товарных знаков, изобретений, ноу-хау.

В состав нематериальных активов не включается интеллектуальный капитал (организационные, относительные и человеческие ресурсы), но тоже может быть оценен. 

Основные понятия, некоторые современные методы  и подходы к оценке рыночной стоимости интеллектуального капитала:

Подход на основе расширенного балансового отчета

Подход на основе комбинированной информации балансового отчёта

Новейшие методы оценки

Интеллектуальный капитал компаний