Оценка интеллектуального капитала компаний

Понятие интеллектуального капитала

Интеллектуальный капитал – это совокупность знаний информации, интеллектуальной собственности, опыта, которые могут использоваться и приносить прибыль компании, а также обеспечивать ее конкурентоспособность. Интеллектуальный капитал можно охарактеризовать «коллективным мозгом», аккумулирующим знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, общение и организационную структуру, информационные сети и имидж фирмы.

В настоящее время можно встретить достаточно большое количество трактовок понятия интеллектуального капитала (объясняется это тем, что это качественно новая форма капитала, необходимая для создания конкретных полезностей и требуемого дохода), обобщая которые можно сделать вывод: Интеллектуальный капитал – это совокупность знаний, опыта и ключевых компетенций персонала компании, интеллектуальной собственности, информации, отношений компании с партнерами и клиентами, которая обеспечивает создание добавленной стоимости и уникальных конкурентных преимуществ в избранном сегменте рынка.

Основным различием интеллектуального капитала от физического капитала является его нематериальная природа. Нет объективной единицы измерения, с помощью которой его можно было бы оценить, что нельзя сказать про физический капитал, который можно увидеть, потрогать и измерить с помощью стоимостных показателей.

Подходы и методы оценки интеллектуального капитала

В настоящее время универсальной, стандартизированной методики, применяемой для оценки интеллектуального капитала нет, что можно объяснить специфическим характером некоторых элементов интеллектуального капитала, сложно поддающихся измерению.

Некоторые методы и подходы к оценке рыночной стоимости интеллектуального капитала представлены ниже:

Подход на основе расширенного балансового отчета

Подход на основе комбинированной информации балансового отчёта

Новейшие методы оценки